Як виробники продуктів харчування обманюють клієнтів

Реальная заработная плата в Украине рухнула на четверть, и, судя по аналогичному снижению потребления, запасов у населения почти не осталось. В первой половине года розничный товарооборот сократился почти на 25%. Сокращение объема рынка привело к росту конкуренции среди производителей продуктов питания. Бизнес борется за покупателя по-разному - хорошо, если оптимизирует издержки для снижения себестоимости и, как следствие, цены продуктов. Но есть и менее "благородный вариант" - например, незаметно изменить массу привычной упаковки или использовать менее качественные компоненты.

ЛІГАБізнесІнформ выяснила, как производители "стимулируют" продажи, экономя на качестве и "экспериментируя" с объемом тары.

В разы дешевле

Сегодня на полках украинских магазинов можно найти сыры отечественного производства, стоимость которых отличается в несколько раз. Причина - производство сырных продуктов, которые внешне ничем от настоящего сыра не отличаются. Этот продукт выпускают многие небольшими сырзаводы, а также компании Гадячсыр и Терра Фуд.

По данным консалтинговой компании Инфагро, в первом полугодии 2015 года производство сырных продуктов выросло по сравнению с первым полугодием 2013-го на 70% - до 36 000 тонн. По данным Союза молочных предприятий, предложение сырных продуктов на внутреннем рынке из-за роста цен на твердые сыры и низкой покупательной способности населения выросло на четверть.

"Перерабатывающая отрасль принимает условия рынка, понимая невысокую покупательную способность населения. Поэтому на рынок выходят так называемые сырные продукты, в которых молочный жир частично заменяется растительным, в частности, пальмовым", - говорит глава Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский.

Сегодня в супермаркетах стоимость сыра и сырного продукта отличается более чем в три раза: если плавленый сырок из натурального молока стоит около 10 грн, то сырный продукт соответствующего объема можно купить за 3 грн. Сырный продукт твердый можно приобрести по 30 грн за кг. Производители не спешат афишировать, что это сырный продукт, поэтому обычно пишут эту информацию мелким шрифтом и так, чтобы она не бросалась в глаза.

Но не сыром единым хитры производители. Например, компания Рудь производит масло и спред под ТМ "Хуторок" в похожих упаковках, на пачке спреда мелким шрифтом приписано "спред сливочный". (Исправлено. В первоначальной версии был ТМ "Тульчинка", но по информации компании - они не производят сливочное масло под брендом "Тульчинка"). А, поскольку для большинства покупателей цена товара в приоритете, а товары на первый взгляд одинаковые, то разница в 5-7 гривен играет в пользу более дешевого продукта.

Аналогичным образом ухитряются удешевлять свою продукцию и переработчики мяса. Если ранее колбаса второго сорта была редкостью, то сейчас в магазинах-дискаунтерах можно найти мясосодержащие колбасы, сосиски, паштеты и даже тушенку. "Цена продукции такого качества порой в три, а то и в четыре раза ниже, чем натурального мяса. Не имея возможности покупать качественный продукт, потребители идут на самообман, выбирая псевдоколбасы. И спрос на такие товары не падает", - говорит менеджер по закупкам одной из общенациональных торговых сетей.

Соглашается с ним и директор ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. "Сегодня в торговых сетях стало больше товаров-заменителей, поскольку покупателей привлекает цена, а производителей - объемы продаж", - говорит Дорошенко.

БЕЗ ПРОВЕРОК

Проверки предприятий на предмет соблюдения технологий производства того или иного пищевого продукта в Украине не проводятся, поскольку введен мораторий на проверки бизнеса. Только неделю назад инспекторы получили право проверять свиноводческие компании, причина - вспышка свиной чумы. К тому же все производители продуктов питания имеют право работать по собственной технологии - согласно разработанным для конкретного предприятия техническим условиям.

Государственные стандарты в нашей стране отменены в конце прошлого года в пользу европейской системы стандартизации, к которой мы еще не адаптировались. По словам главы Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей Сергея Глущенко, производство товаров-заменителей законом не запрещено и следить за их качеством новосозданное ведомство будет умеренно.

Глущенко утверждает, что сейчас на первый план выходит вопрос не качества продукции, а ее безопасности. "Состав продукта остается на совести производителя. Потребитель сам для себя решает, какую колбасу ему покупать. Мы как государство за этим не хотим следить и тратить на это деньги", - заявил чиновник.