"ТНК-Авиа" встретила Wizz Air в Борисполе

Венгерский low-cost перевозчик Wizz Air нашел замену поставщику авиатоплива компании "Укртатнафта", отказавшейся заправлять ее самолеты в конце года. Топливо ей будет поставлять "ТНК-Авиа". Благодаря этому последняя сможет укрепить свои позиции в аэропорту "Борисполь", отмечают эксперты.

В настоящее время ООО "Авиалинии 'Визз Эйр Украина'", "дочка" венгерской авиакомпании Wizz Air, заправляет свои воздушные суда топливом ООО "ТНК-Авиа", заявила PR-менеджер авиаперевозчика Кристина Косоноцкая. В "ТНК-ВР Коммерс", в состав которого входит "ТНК-Авиа", подтвердили заключение контракта с Wizz Air. "'ТНК-Авиа' сотрудничает с 'Визз Эйр Украина' с июля 2008 года. Сначала мы обеспечивали топливные потребности оператора в аэропорту Симферополя,– рассказал пресс-секретарь "ТНК-ВР Коммерс" Дмитрий Зверев.– В июне 2009 года "ТНК-Авиа" начала предоставлять услуги по заправке воздушных судов в крыло в аэропорту 'Борисполь' и предложило сотрудничество всем работающим там авиакомпаниям, в том числе и Wizz Air". Сейчас "ТНК-Авиа" также заправляет самолеты "Розы Ветров", "Средиземноморских авиалиний", "Донбассаэро", "Львовских авиалиний" и "Узбекских авиалиний". Для Wizz Air переход к "ТНК-Авиа" был вынужденным. В конце декабря "Укртатнафта" прекратила отгрузки авиатоплива и заправки самолетов авиакомпаний. Тогда решение об исключении из числа контрагентов "Укртатнафты" авиакомпании Wizz Air объяснялось "недопустимым и неадекватным поведением сотрудников авиакомпании в отношении пассажиров в лондонском аэропорту Luton" (см. Ъ от 25 декабря 2009 года). Но директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава считает истинной причиной решения "Укртатнафты" антиконкурентные действия со стороны акционеров компании. "'Укртатнафту' контролирует группа 'Приват', которая также имеет свои интересы в таких авиакомпаниях, как 'Аэросвит' и 'Днеправиа'". В "Укртатнафте" и группе "Приват" вчера от комментариев отказались. В Украине основными поставщиками авиационного топлива являются компании "Кребо", "Укртатнафта", "ЛУК-Авиа Ойл", "ТНК-ВР-Авиа" и Mazeikiu Nafta. По данным участников рынка, в 2009 году объем внутреннего рынка составил около 280 тыс. т на сумму около $210-250 млн в оптовых ценах. Директор консалтинговой группы "Е-95" Сергей Куюн говорит, что ТНК-ВР достаточно долго пыталась войти в аэропорт "Борисполь". "Это крупнейший рынок сбыта авиационного топлива, на который приходится около половины внутреннего потребления. Поэтому контракт ТНК-ВР с Wizz Air укрепит позиции поставщика топлива",– говорит Александр Сиренко из UPECO. Напомним, что до 2009 года продажей, хранением и заправкой авиатоплива в аэропорту "Борисполь" занимаются лишь три компании: "Кребо", "Укртатнафта" и "ЛУК-Авиа Ойл". При этом, по данным Минэкономики, "Укртатнафта" обеспечивала порядка 80% поставок. До 50% потребляемого в аэропорту "Борисполь" топлива закупала авиакомпания "Аэросвит", около 30% – МАУ, остальное – другие участники рынка.