Забуксовали

Всеукраинская ассоциация автопроизводителей считает, что если правительство не примет меры по защите внутреннего рынка автомобилей, через две недели все заводы по выпуску автобусов, легковых и грузовых автомобилей полностью остановят производство.

Посетив на прошлой неделе луцкий «Богдан», президент Виктор Ющенко лично смог убедиться, как в условиях кризиса работают заводы. На этом предприятии уже сократили тысячу рабочих. Ющенко пообещал производителям ускорить принятие мер по стабилизации ситуации в отрасли. Речь идет прежде всего о временном повышении ввозной пошлины на импорт авто до 22% (сейчас 10%). Но соответствующий закон Верховная Рада в нынешнем политическом состоянии едва ли может принять. Поэтому производители просят президента и правительство также решить вопрос о рефинансировании краткосрочных кредитных обязательств предприятий и возобновлении потребительского кредитования. Хотя украинские заводы (всего их четыре) занимаются только сборкой автомобилей (крупноузловой или мелкоузловой), в автопроме и смежных отраслях задействованы около 30 тыс. человек. Автозаводы являются бюджетообразующими предприятиями в пяти областях страны (Закарпатской, Запорожской, Полтавской, Черкасской, Волынской). За последний месяц на всех предприятиях произошли массовые сокращения. «Еврокар» первым снизил объемы производства на 50%, рабочую неделю на нем сократили до двух дней, более 80% сотрудников — в вынужденных отпусках. На Запорожском автозаводе аналогичная ситуация: производство снизилось на 40%, на Кременчугском предприятии теперь работают три дня в неделю, а зарплата сотрудников упала на 14%. Между тем импортеры считают, что повышение ставок противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО). «Мы консультировались со штаб-квартирой ВТО в Женеве, и нам объяснили, что кризисное положение платежного баланса наступает, когда валютные резервы страны меньше трехмесячных объемов импорта. И только в этом случае страна имеет право на ограничение импорта. По данным Госкомстата, у нас объем импорта эквивалентен пятидесяти восьми миллиардам долларов. То есть в Украине кризис платежного баланса наступит, когда валютные резервы будут меньше пятнадцати миллиардов долларов. А сейчас они составляют тридцать миллиардов долларов», — говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Временная распродажа Импортеры считают, что ограничивать ввоз зарубежных автомобилей нет смысла, поскольку их продажи и так упали. Объемы реализации новых автомобилей в ноябре снизились, по предварительным оценкам, в четыре раза (в октябре рост составлял два процента). Причина — прекращение автокредитования. Если в сентябре доля продаваемых авто в кредит превышала 50%, то в октябре она составила 24%, а в ближайшие месяцы продажа машин в кредит почти прекратится. «Объемы производства автомобилей в октябре в Украине сократились на четверть, а реализация импортных авто — вчетверо. А значит, никакого смысла в дополнительном ограничении импорта нет. Кроме того, благодаря ограничению ввоза автомобилей значительно поправить торговый баланс, который ушел в минус, не удастся. Ведь доля ввоза готовых автомобилей составляет лишь 6,8% от всего импорта страны», — рассказала генеральный директор компании «АВТО Интернешнл» Елена Дунина. В последний месяц по многим маркам из первой десятки была зафиксирована отрицательная динамика продаж. Так, в октябре в минус ушли Daewoo (–19%), Chery (–19%), Toyota (–3%). Причем больше всего пострадали самые дешевые автомобили. Это связано с тем, что именно их в 80% случаев покупали в кредит. Когда возможностей взять такую ссуду стало меньше, это тут же сказалось на объемах реализации. В октябре большой рост продемонстрировала только марка KIA (+81%). Компания «Киа Моторс Украина» пошла на резкое удешевление продукта, чем привлекла к себе внимание покупателей. «Исходя из курса евро, самая дешевая комплектация Kia Cee’d 1.4 должна стоить 130,3 тысячи гривен, а мы ее продаем за 94,7 тысячи. Соответственно, на одном таком автомобиле компания теряет более тридцати пяти тысяч, а на другой модели — Cerato — пятьдесят семь тысяч гривен», — сообщил директор по маркетингу компании «Киа Моторс Украина» Иван Луций. Чтобы поддерживать свои продажи на приемлемом уровне, на акционное снижение цены пошли многие участники рынка. Одни компании зафиксировали стоимость в гривне, другие установили специальный курс доллара на уровне 5–5,50 гривни. «В нашей официальной дилерской сети цены на весь модельный ряд автомобилей Mitsubishi зафиксированы по внутреннему курсу пять гривен за доллар. Мы предлагаем максимальные скидки на авто, в частности, на покупке автомобиля Lancer X сейчас можно сэкономить до пятидесяти трех тысяч гривен, а на Pajero — до ста семи тысяч», — рассказал директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом ”НИКО”» Ярослав Вовк. Можно сэкономить также при покупке Citroen, Toyota, Peugeot, Nissan, Skoda. Многие дилеры привлекают клиентов не только ценой, но и сопутствующими услугами — бесплатным страховым полисом и сервисом на целый год, сменным комплектом резины. Компания «Атлант-М» (дилер марок VW, Skoda, Great Wall) вообще учредила аукцион на понижение цены. Каждый день стоимость автомобилей, не проданных в предыдущий день, будет снижаться на сумму от одной тысячи до одиннадцати тысяч гривен в зависимости от марки авто. В этом аукционе главное — успеть приобрести машину по той цене, которая окажется самой низкой. Конечно, такие игры на понижение — временное явление. Стоимость дилеры снижают, продавая со складов автомобили, закупленные по летнему курсу доллара, а также сокращая свою рентабельность с тем, чтобы не остаться с неликвидным товаром на складах. Например, компания «Атлант-М. Китайские автомобили» распродает модели еще 2007 года. Марку Subaru импортер также закупил впрок. Сокращать прибыль могут позволить себе почти все. Как сообщил заместитель председателя правления по автомобильному производству корпорации «УкрАвто» Олег Папашев, рентабельность розничной торговли автомобилями, согласно данным Госкомстата за первое полугодие 2008 года, составила 94,3%, а оптовой — 110%. Новый бум не за горами По прогнозам агентства AutoConsulting, в Украине в 2009-м продадут около 420 тыс. новых автомобилей. Это значительный спад, ведь в нынешнем году рынок перешагнет отметку 600 тыс. авто, а в 2007-м было продано 540 тысяч. «Тот, кто сейчас не сможет купить автомобиль, вряд ли решится на покупку в следующем году. Из десяти потенциальных покупателей автомобили приобретут только трое. Инструментами привлечения клиентов будут специальные программы рассрочки, лизинга и партнерских схем кредитования», — убежден Луций. Удерживать клиентов на крючке лояльности только за счет низкой цены импортеры долго не смогут. Действительно, уже с 10 декабря начнется обратный процесс — рост цен на автомобили. Он будет поэтапным, стартуя с десяти процентов, и дойдет до тридцати. Так, «Авто Интернешнл» уже повысил цены на авто. «Три месяца назад я сделал заказ на Mazda 2, сейчас мне сообщили, что придется доплатить еще четырнадцать процентов от ее контрактной стоимости», — сетует клиент одного из киевских автосалонов. Спрос сдвинется в сторону классов В и С — компактных городских автомобилей. Такая тенденция наметилась еще летом и укрепилась в октябре-ноябре. Сейчас на эти классы автомобилей приходится соответственно 16 и 43% от общего объема реализации. «Многие покупатели отложат покупку автомобиля. Через два-три года отложенный спрос выплеснется и отразится бурным ростом. Это закономерно для развивающихся ненасыщенных рынков», — считает председатель правления «Атолл Холдинга» Олег Боярин. Сейчас в Украине самая низкая автомобилизация во всей Европе — 170 автомобилей на тысячу жителей (в Германии — 600 авто, Польше и Болгарии — около 330, России — 190). Автопарк страны насчитывает примерно восемь миллионов транспортных средств, поэтому рост продаж новых машин неизбежен. Эксперты предполагают, что к 2020 году на дорогах страны количество транспортных средств вырастет до 17 млн. Производитель уходит на Восток По оценкам агентства GSM Worldwide, европейский производственный центр с каждым годом всё больше смещается на Восток. Если в 1998 году в Западной Европе производилось в пять раз больше автомобилей, чем в Центральной и Восточной, то к 2014-му разрыв сократится до полутора раз. Кризис вынуждает автомобильные корпорации перемещать производственные площадки в те регионы, где себестоимость выпуска автомобиля оказывается ниже. Второй критерий выбора производственной площадки — емкость внутреннего рынка. Украина привлекает многие автоконцерны, которые заинтересованы построить здесь предприятия по сборке авто (последней переговоры о возведении завода вела компания Ford). Но этот интерес к нашей стране пока не перешел в стадию реализации конкретных проектов. В постсоветских государствах лидер по привлечению иностранного автокапитала — Россия. Сегодня там работает около 20 компаний ведущих мировых брендов. Затяжной процесс вступления Российской Федерации в ВТО позволил правительству установить высокие таможенные пошлины на ввозимые автомобили, которые недавно в очередной раз повысили. Более того, если раньше новым авто там считался автомобиль не старше трех лет (пошлина 25%), то сейчас — только до года. На машины от одного года до трех лет действует пошлина 30%. За последние два года объем инвестиций в автопром России составил три миллиарда долларов, на ее территории открыли производство семь концернов, которые будут выпускать до полутора миллионов автомобилей. Протекционистская политика государства, емкий внутренний рынок стимулируют мировых игроков размещать в этой стране свои производства. Большой проект рассчитывает реализовать в ближайшее время «АвтоВАЗ», наладив совместное производство автомобилей с французским концерном Renault. Другой пример — Бразилия, где для стимулирования внутреннего производства и развития национальных брендов была установлена ввозная пошлина на авто в размере 30%, на машинокомплекты — 14%. В результате 12 мировых автоконцернов открыли производство в этой стране. Такая же ситуация в Индии и Китае. За десять лет действия запретительных пошлин (135%) в Индии произвели два с половиной миллиона авто в годовом исчислении. В Китае, начиная с 1980-го, ввозная пошлина постепенно снижалась с 200 до 35%. За девять месяцев этого года в КНР выпустили около шести с половиной миллионов автомобилей. Государственная политика способствовала развитию национального автопрома и появлению десятков китайских брендов. Мировые гранды автопрома идут не только в страны БРИК, но и в небольшие динамичные европейские государства. Так, в соседней Венгрии начали строить мощный завод GM Group стоимостью почти миллиард долларов. Пока инвестиционная активность кольцом окружает нашу страну. В последнее время Украина всё больше склоняется к польскому сценарию развития автопрома, где произошла полная либерализация автомобильного рынка, а в жертву принесли проект национального автомобиля. Но шанс иметь собственное сильное автомобилестроение еще не упущен.