Найгучніші податкові справи, неудачі та помилки українських бізнесменів за останній рік
БИЗНЕС проанализировал самые громкие налоговые дела, неудачи и ошибки украинских бизнесменов за последний год
Прошедший год запомнился большим количеством громких скандалов, фигурантами которых выступали представители отечественной элиты бизнеса. Для многих из них они стали не просто досадными ошибками и неудачами в стратегии, а чем-то более масштабным, сравнимым с полноценным эпикфейлом.
Но, как и ранее, признание собственных ошибок, принесение публичных извинений за совершенные действия и попытки исправить их последствия пока не входят в обязательный перечень достоинств украинских бизнесменов.
Как правило, фигуранты скандалов вообще предпочитают сохранять молчание и спокойно выжидать, пока не улягутся страсти. А если уж и выходят на публику, то лишь для того, чтобы кого-то обвинить в собственных просчетах. БИЗНЕС проанализировал самые громкие факапы украинских бизнесменов.
Борис Кауфман, Vertex United
Неприятности у Бориса Кауфмана начались с середины декабря прошлого года, когда Антимонопольный комитет принял решение о признании табачного дистрибутора “Тедис Украина“ (бывший “Мегаполис Украина”) монополистом и наложил на компанию штраф в 431 млн грн.
Затем, в начале 2017 г., НБУ принял решение о ликвидации “Платинум Банка” и признал Бориса Рафаиловича “владельцем существенного участия”. А уже в апреле Генеральная прокуратура, Главная Военная прокуратура и Национальная полиция провели более 100 обысков в подразделениях “Тедис Украина”, “Платинум Банка”, АМКУ, НБУ и т.д.
33-й номер в Топ-100 крупнейших налогоплательщиков Украины обвинили в связях с ФСБ, участии в финансировании терроризма и выводе капиталов в офшоры. В частности, речь идет о том, что совладельцем “Мегаполис Украина” был российский олигарх Игорь Кесаев (совладелец “Мегаполис РФ”, владелец фонда ФСБ “Монолит”, обвиняемого в финансировании боевиков в Донбассе, и Оружейного завода им.В.А.Дегтярева, производящего стрелковое оружие и снаряды). И монопольные доходы от дистрибуции сигарет в Украине шли на поддержку боевиков в Донбассе.
Борис Кауфман явно предвидел такое развитие событий: еще год назад структура акционеров “Мегаполис Украина” была изменена. Доля Игоря Кесаева была размыта между третьими лицами — Ричардом Фенхолзом, бывшим инвестиционным банкиром, и Лео МакЛафлином, бывшим генеральным директором компании “Филип Моррис Украина”.
Это серьезно ослабляет позиции обвинения, но 49% акций “Тедис Украина” остались у Libertano Holding Ltd., которая входит в “Новую инвестиционную компанию “Альянс”, принадлежащую непосредственно Борису Кауфману.
“Тедис Украина” — наиболее проблемный репутационный актив для Бориса Кауфмана. Согласно данным Государственной фискальной службы, на 1 января 2017 г. его актив имеет самый большой (после “Укрнафти”) налоговый долг перед бюджетом, который на начало года составлял более 483 млн грн.
Игорь Коломойский, Группа Приват
В Топ-100 входят пять активов, конечным бенефициаром которых является Игорь Коломойский. Но о двух из них в прошлом году говорила вся страна — о крупнейшем банке Украины ПриватБанке и крупнейшей нефтедобывающей компании Украины “Укрнафті”. Первый государство было вынуждено национализировать в декабре 2016 г.
Разговоры о том, что ПриватБанк может сменить собственника, велись давно. По итогам стресс-тестов МВФ давно настаивал на докапитализации банка.
Причем в меморандуме описывался сценарий так называемой национализации системного банка, при которой текущий состав акционеров будет аннулирован в случае невыполнения своих обязательств. И хотя название банка напрямую не указывалось в тексте меморандума, было очевидно, что речь идет именно о ПриватБанке как о крупнейшем частном системном банке страны.
Взаимные претензии государства и представителя неформальной Группы Приват Игоря Коломойского затронули и “Укрнафту”. Глава правления НАК “Нафтогаз України” Андрей Коболев считает, что урегулировать бизнес-конфликт можно только посредством раздела активов.
Государство должно выйти из партнерства с Игорем Коломойским в части “Укрнафти” и “Укртатнафти”. “Мое предложение, которое я неоднократно озвучивал публично и непублично, — с Игорем Коломойским нужен развод и в части “Укрнафти”, и в части “Укртатнафти”.
Господин Коломойский — сложный партнер, он очень умный человек, который крайне успешен в защите своих интересов в судах как в Украине, так и за ее пределами. Мой рецепт — расстаться”, — прокомментировал в одном из интервью г-н Коболев ситуацию с долгами “Укрнафти” перед государством и с претензиями компании к НАК “Нафтогаз України” из-за спорных 11 млрд куб.м газа.
Вадим Новинский, Смарт-Холдинг
“Смарт-Холдинг» и его владелец — бизнесмен и народный депутат Вадим Новинский были темой горячих новостей на протяжении почти всего прошлого года. Обыски планомерно проводились и проводятся на всех предприятиях холдинга, объединяющего горно-металлургическое, машиностроительное, нефтегазовое направления, судостроение, сельское хозяйство, ритейл и недвижимость.
Опальному олигарху вменили в вину финансирование терроризма, а также высказывали весьма сомнительные обвинения в помощи Виктору Януковичу относительно давления на церковь, которое выразилось в преследовании и лишении свободы архиепископа Александра Драбинко.
Дошло до того, что в декабре 2016 г. парламент по просьбе Генпрокуратуры дал согласие на привлечение г-на Новинского к уголовной ответственности, что позволило прокуратуре применять широкий перечень следственных мероприятий.
Стоит отметить, что избранную г-ном Новинским публичную стратегию защиты трудно назвать удачной. Фактически пресс-центр холдинга уже более полугода чуть ли не ежедневно выражает “возмущение и обеспокоенность” очередным фактом обыска на одном из предприятий или в доме должностного лица предприятия и просит Генпрокуратуру и руководство страны вмешаться в ситуацию.
Сам же г-н Новинский подчеркивает “абсурдность” обвинений в давлении на церковь. Кроме того, он продолжает довольно резко критиковать нынешнюю государственную политику в отношении временно оккупированных территорий (в частности, блокаду Донбасса).
Будет ли арестован Вадим Новинский, покажет время, но уже понятно, что империя “Смарт-Холдинга” несет существенные потери. Насколько существенный — зависит от будущих договоренностей с властями.
Олег Бахматюк, UkrLandFarming
Украинскому аграрному олигарху Олегу Бахматюку приписывают множество рейдерских захватов различных активов. Тем более удивительно сейчас слышать от него, что он сам — жертва рейдерства представителей высшего эшелона власти.
Собственно, все началось с банкротства его банков “Финансовая инициатива” и VAB. Последний из могикан старых схем при новой власти (как еще называют Олега Романовича) шел по проторенной колее — средства в виде кредитов получали его же фирмы.
В результате НБУ заявил, что государству, акционерам и сторонним компаниям Олег Бахматюк должен почти 38 млрд грн. (кредиторам банков — 21,7 млрд грн., НБУ по кредитам рефинансирования — 10,9 млрд грн. и еще 5,3 млрд грн. должны его фирмы другим госбанкам).
Конечно, г-ну Бахматюку не впервой попадать в различные скандальные ситуации, но нынешнее положение вещей стало угрожать самому существованию его империи. Реакция олигарха, который, вполне понятно, виновным себя не признает, была молниеносной.
Во-первых, были выведены производственные активы: UkrLandFarming реструктурировал на три года выплату долгов и перестроил свою операционную деятельность, “заморозил” сахарный бизнес, сократил дистрибуцию техники и удобрений.
Во-вторых, Олег Бахматюк выступил с рядом заявлений, в которых обвинил власти в попытках рейдерского захвата, информационных и юридических атаках, финансовом и правовом давлении со стороны НБУ. Так он перевел скандал в информационное поле и сделал его публичным. Шаг, безусловно, рискованный — любой просчет г-на Бахматюка теперь сразу же станет известен.
Но и его оппоненты лишились “оперативного” преимущества.
В-третьих, он обратился с открытым письмом к Президенту Украины и премьер-министру с просьбой оградить его от неправомерных действий НБУ и лично Валерии Гонтаревой. Этим были достигнуты сразу две цели. С одной стороны, он подчеркнуто дистанцировал премьера и Президента от скандала. С другой стороны, общественные симпатии, с учетом нынешнего рейтинга главы Нацбанка, сразу же оказались на стороне олигарха, и из “хищника” он стал жертвой.
Виктор Полищук, сеть “Эльдорадо”, ТРЦ Gulliver, экс-владелец банка “Михайловский”
В ноябре прошлого года Шевченковский районный суд г.Киева наложил арест на торгово-развлекательный комплекс Gulliver, принадлежащий бизнесмену Виктору Полищуку. Таким образом следствие дало понять бизнесмену, что разбирательством банкротства “Михайловского” дело не ограничится и под угрозой находится весь его бизнес.
А терять есть что: в 2015 г. ТРЦ Gulliver принес доход в виде арендных платежей примерно в 400 млн грн., а выручка “Эльдорадо” составила около 6 млрд грн. (данные за 2016 г. еще не озвучивались). Кроме того, в прошлом году г-н Полищук проявлял интерес к получению подряда на реконструкцию Черкасского аэропорта стоимостью около 100 млн грн.
Дошло до того, что осенью 2016 г. столичная прокуратура выступила с заявлением о бегстве опального бизнесмена за границу. Впоследствии информация была опровергнута самой же прокуратурой: у г-на Полищука не было процессуального статуса подозреваемого, он был свободен в своих перемещениях и, по его собственному заявлению, в это время пределы Украины не покидал.
Первое, что сделал Виктор Полищук в сложившейся ситуации, — попытался максимально дистанцироваться от работающих бизнесов. В частности, неоднократно подчеркивал, что не является собственником компании “Три О”, девелопера ТРЦ Gulliver.
Но история, похоже, еще далека от развязки. В частности, уже упоминаются российские “корни” сети “Эльдорадо”, что может перерасти в полноценную информационную кампанию. А осенью прошлого года сеть планировала обратиться в суд с иском против Фонда гарантирования вкладов физических лиц из-за обвинений в связях с банком “Михайловский” и заявлений об аресте сети.
Возможно, в этом положении Виктор Полищук будет вынужден максимально активизировать переговоры о слиянии “Эльдорадо” с сетями “Фокстрот” и Comfy, которые ведутся с 2013 г.